В 2015 году на конференции TED Билл Гейтс предсказал появление нового вируса, который поставит мир под угрозу глобальной эпидемии.
Это предположение звучало в рамках обсуждения вспышки лихорадки Эбола в 2014, масштабного распространения которой, к счастью, удалось избежать. Билл Гейтс озвучил истину, которая лежала на поверхности: человечество смогло справиться с Эболой, но это не последняя опасная инфекция, с которой нам придется иметь дело. Вирусы умеют видоизменяться, мутировать, это их форма эволюции. И для каждого нового вируса потребуется новая вакцина.

Однако любители конспирологий подхватили высказывание Билла Гейтса о предстоящей страшной эпидемии и сегодня готовы обвинить его во всех смертных грехах: от создания штамма COVID-19 до засекреченного чипирования людей под видом вакцины от вируса. Основатель Microsoft и один из богатейших людей, Билл Гейтс с завидной регулярностью становится героев невероятных теорий, которые не имеют ничего общего с реальностью.

Но как Билл Гейтс на самом деле связан с коронавирусомCOVID-19? Миллиардер, общественный деятель и филантроп вместе с женой пожертвовали на борьбу с коронавирусной инфекцией $100 млн. Средства пойдут на разработку вакцины. Планируется, что она будет готова в течение ближайших полутора лет.

Спустя пять лет, в марте этого года, Билл Гейтс снова выступил для TED и рассказал, что думает об эпидемиологической ситуации, сложившейся в 2020-ом. По его мнению, респираторные инфекции – худшая форма вируса и наиболее опасная из-за высокой заразности. Другая неприятная особенность респираторных инфекций заключается в том, что носитель вируса заразен уже на ранних стадиях, до появления симптомов. В отличие, например, от Эболы, которая передается только во время тяжелого течения заболевания, носитель Sars-Cov-2 может прекрасно себя чувствовать, переносить болезнь на ногах – и при этом быть заразным и опасным для окружающих.

Примером грамотных решений во время эпидемии могут послужить действия Китая и Южной Кореи, которые организовали строгую изоляцию и провели масштабное тестирование. Эти меры позволили выявить всех контактировавших с зараженными и прервать цепочку заражений.

Многие страны до последнего надеялись, что эпидемия не примет глобальных масштабов, во многих государствах принимались чрезмерно мягкие меры, а на разработку тестов было выделено недостаточно сил и средств. Все это привело к новым заражениям, число которых росло в геометрической прогрессии до тех пор, пока другие страны не переняли опыт Китая и Южной Кореи.

Что можно сделать сегодня, чтобы купировать распространение вируса и погасить эпидемию? Билл Гейтс отвечает: «Сейчас мы должны сосредоточиться на тестировании. Это самый критичный момент, лишь с помощью масштабного тестирования мы сможем понять, стоит ли усиливать карантин или же можно его ослабить.»

Другой важный инструмент – самоизоляция. Уже сейчас в России начинают смягчать меры по самоизоляции, хотя нормы дистанцирования и правила ношения масок и перчаток в общественных местах останутся нашей реальностью еще надолго. Но что нас ждет после снятия ограничений? Возможна ли вторая вспышка вируса? Опыт Китая и Южной Кореи говорит о том, что бессимптомные носители, на удивление, не становятся причиной большого числа заражений. Это не значит, что выможете не носить маску или пренебрегать мерами защиты, если хорошо себя чувствуете. Риск заражения при бессимптомном носительстве есть. Но он ниже, чем при более тяжелых формах течения заболевания.

До сих пор неясно, реагирует ли COVID-19 на температуру воздуха. Оценить сезонность вируса можно будет только через несколько месяцев. Есть вероятность, что с течением времени коронавирус станет привычным осенне-весенним вирусом, наподобие гриппа.

Когда мы сможем вернуться к привычной жизни? На данный момент можно только предполагать. Для каждой страны срок, снятия ограничений будет индивидуальным, ведь чем раньше был введен локдаун, тем скорее его отменят. Государства, которые упустили момент или понадеялись на коллективный иммунитет, вероятно, выйдут из эпидемии последними.

При правильных действиях достаточно строгой самоизоляции на 4-6 недель, чтобы взять эпидемию под контроль и пройти пик. Кстати, слово «карантин» происходит от итальянского quaranta, то есть «сорок». Именно столько дней в Средние века в разгар бубонной чумы торговые суда должны были простоять на якоре прежде, чем войти в венецианский порт. Если через сорок дней карантина у моряков не обнаруживались признаки чумы, они считались безопасными для Венеции.

Вакцина от COVID-19 уже разрабатывается, есть множество проектов, но еще рано называть точные сроки. Производство вакцины должно быть доступно не только для развитых стран, как и медикаменты, использующиеся для терапии при коронавирусе. Кроме того, потребуется время для проверки вакцины и контроля ее безопасности – вакцина не должна вызывать тяжелых побочных эффектов. В нынешней экстремальной ситуации, возможно, придется смягчить привычные процедуры проверки безопасности, чтобы начать массовое производство вакцины по миру.

Для лечения заболевших COVID-19 рассматривается также использование плазмы крови пациентов, ранее перенесших вирус. Для этих целей особенно важно массовое тестирование на антитела к коронавирусу. Такие тесты позволяют обнаружить иммуноглобулины IgG, которые говорят о приобретенном устойчивом иммунитете к вирусу.

Человечество переживет коронавирусCOVIS-19, как справлялось с другими, более страшными инфекциями с более высоким коэффициентом летальности. Задача медицинского сообщества сейчас – сделать все возможное, чтобы сократить человеческие потери и не допустить дальнейшего распространения вируса. Та же задача приходится на общественность. Самоизоляция, соблюдение норм дистанцирования и добровольное массовое тестирование – вот инструменты в борьбе с эпидемией до тех пор, пока не появится специфическое лекарство или вакцина.

3320 просмотров
Автор-врач: Савченко Светлана Петровна
Эксперт в области лабораторной диагностики, организации здравоохранения, диагностики и лечения заболеваний терапевтического профиля.
Дата публикации статьи: 20.05.2020
Обновлено: 26.06.2023